Образование. Уже не народное...
Аккурат под Новый год Госдума приняла, Совет Федерации утвердил, а
президент Путин подписал новый Закон «Об образовании». Между тем
значительная часть депутатского корпуса убеждена: сей новогодний подарок
россиянам пойдет не впрок. По оценке фракции КПРФ, закон настолько
ухудшит образование и положение населения в целом, что по сути дела
является неконституционным. Доказать это коммунисты берутся в
Конституционном суде: соответствующий иск, по словам юристов фракции,
уже готовится и будет подан к началу февраля.
По словам
депутатов, население ощутит тяготы нового закона на всех имеющихся
ступенях образования. В дошкольной «епархии» — в виде роста оплаты за
детские сады, ввиду того, что из закона исчезло прежнее ограничение
родительской платы двадцатью процентами дохода семьи. В школах — из-за
отказа четко зафиксировать содержание образовательного стандарта и
перечня дисциплин, бесплатных для учащихся. В вузах — из-за сокращения
количества бюджетных мест и неурегулированности вопросов платы за
студенческие общежития.
Не сладко, по словам депутатов, придется и
отдельным категориям участников образовательного процесса. К примеру,
отказ законодателей закрепить зарплаты профессоров на уровне 200% по
экономике региона поставит крест на робких попытках поднять
отечественное высшее образование. Ведь «пока российский профессор
получает меньше эфиопского, никакой модернизации у нас не будет», —
пытался обосновать свои поправки на втором чтении правительственного
законопроекта «Об образовании» первый зампред думского Комитета по
образованию Олег Смолин.
Тем не менее это и подавляющее
большинство других предложений были отклонены. Думское большинство не
усмотрело в них ничего, кроме «популизма» и «избыточности». Равно как и в
отклоненном ранее альтернативном законопроекте «О народном образовании в
России». От принятого его также отличала социальная направленность,
причем не только в частностях, но и по большому счету. Образование, к
примеру, там считалось не «услугой», а средством развития творческой
личности, и на эту благую цель предлагалось выделить вдвое больше
средств, чем сейчас, — 7% ВВП.
По сравнению с какой-нибудь
Бразилией, где на ту же цель предполагается выделить 10% ВВП, сумма,
конечно, не бог весть какая. Но наши государственные мужи решили, что и
это — непозволительная роскошь.
Хватит, дескать, и нынешних 4%, а там и 3,8%. Зачем нам, скажем, как в
Германии, практически бесплатное высшее образование? (Напомним, что лишь
в последние годы за него приходится платить, но суммы, скорее,
символические — около 1 тыс. евро в год.) Или иметь более 80% населения с
высшим образованием, как в Финляндии или Японии? К чему нам столько
умников? Пусть лучше все идут в сантехники или в монтажники!
И не
беда, что едва ли не все эти и подобные должности давным-давно заняты
гастарбайтерами, работающими за копейки. Лучше на образовании
сэкономить, а 21 трлн рублей потратить на перевооружение армии — на
радость расхитителям в погонах. Да и вообще, еще царский обер-прокурор
Святейшего синода Победоносцев (тот самый, что, по словам Блока, «над
Россией простер совиные крыла») предупреждал: «Русскому народу
образование не нужно, ибо оно научает логически мыслить».
|