Образование. Уже не народное...
  
Аккурат под Новый год Госдума приняла, Совет Федерации утвердил, а 
президент Путин подписал новый Закон «Об образовании». Между тем 
значительная часть депутатского корпуса убеждена: сей новогодний подарок
 россиянам пойдет не впрок. По оценке фракции КПРФ, закон настолько 
ухудшит образование и положение населения в целом, что по сути дела 
является неконституционным. Доказать это коммунисты берутся в 
Конституционном суде: соответствующий иск, по словам юристов фракции, 
уже готовится и будет подан к началу февраля.
  По словам 
депутатов, население ощутит тяготы нового закона на всех имеющихся 
ступенях образования. В дошкольной «епархии» — в виде роста оплаты за 
детские сады, ввиду того, что из закона исчезло прежнее ограничение 
родительской платы двадцатью процентами дохода семьи. В школах — из-за 
отказа четко зафиксировать содержание образовательного стандарта и 
перечня дисциплин, бесплатных для учащихся. В вузах — из-за сокращения 
количества бюджетных мест и неурегулированности вопросов платы за 
студенческие общежития.
  Не сладко, по словам депутатов, придется и
 отдельным категориям участников образовательного процесса. К примеру, 
отказ законодателей закрепить зарплаты профессоров на уровне 200% по 
экономике региона поставит крест на робких попытках поднять 
отечественное высшее образование. Ведь «пока российский профессор 
получает меньше эфиопского, никакой модернизации у нас не будет», — 
пытался обосновать свои поправки на втором чтении правительственного 
законопроекта «Об образовании» первый зампред думского Комитета по 
образованию Олег Смолин.
  Тем не менее это и подавляющее 
большинство других предложений были отклонены. Думское большинство не 
усмотрело в них ничего, кроме «популизма» и «избыточности». Равно как и в
 отклоненном ранее альтернативном законопроекте «О народном образовании в
 России». От принятого его также отличала социальная направленность, 
причем не только в частностях, но и по большому счету. Образование, к 
примеру, там считалось не «услугой», а средством развития творческой 
личности, и на эту благую цель предлагалось выделить вдвое больше 
средств, чем сейчас, — 7% ВВП.
  По сравнению с какой-нибудь 
Бразилией, где на ту же цель предполагается выделить 10% ВВП, сумма, 
конечно, не бог весть какая. Но наши государственные мужи решили, что и 
это — непозволительная роскошь. 
 
Хватит, дескать, и нынешних 4%, а там и 3,8%. Зачем нам, скажем, как в 
Германии, практически бесплатное высшее образование? (Напомним, что лишь
 в последние годы за него приходится платить, но суммы, скорее, 
символические — около 1 тыс. евро в год.) Или иметь более 80% населения с
 высшим образованием, как в Финляндии или Японии? К чему нам столько 
умников? Пусть лучше все идут в сантехники или в монтажники!
  И не
 беда, что едва ли не все эти и подобные должности давным-давно заняты 
гастарбайтерами, работающими за копейки. Лучше на образовании 
сэкономить, а 21 трлн рублей потратить на перевооружение армии — на 
радость расхитителям в погонах. Да и вообще, еще царский обер-прокурор 
Святейшего синода Победоносцев (тот самый, что, по словам Блока, «над 
Россией простер совиные крыла») предупреждал: «Русскому народу 
образование не нужно, ибо оно научает логически мыслить».
		
	  |